Флаг Италии













Герб Италии

Италия (итал. Italia), официальное название — Итальянская Республика (итал. Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, в центре Средиземноморья. Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы — 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) — на севере и со Словенией — на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км). Занимает Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Италия входит в число государств Шенгенского соглашения.

Основана — 2 июня 1946, официальный язык — итальянский, столица — РИМ, фор-ма правления — парламентская республика, президент — Джорджо Наполитано, премьер-министр — Сильвио Берлускони, территория — 301230 км2, население — 60 605 053чел, валюта — евро (EUR), телефонный код — +39, часовой пояс — +1.


Эмблема Рима

Рим (итал. Roma) — столица Италии, административный центр провинции Рим и области Лацио. Расположен на реке Тибр. Вместе с расположенным не-подалеку и фактически сросшимся с ним городом Фьюмичино образует городскую агло-мерацию Рим-Фьюмичино. Население — 2,8 млн человек (в агломерации Рим-Фьюмичино — около 3 млн.чел.).

Рим — один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Поэтому Рим часто называют «вечным городом». Также Рим называют «городом на семи холмах». Первоначально поселения располагались на холме Палатин, впоследствии были заселены соседние холмы: Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на по-следних четырёх холмах (Целий, Авентин, Эсквилин и Виминал).

Рим был основан на левом берегу реки Тибр, в 25 км от Тирренского моря моря и поч-ти на таком же расстоянии от горного кряжа Апеннин, в долине, спускающейся от Апен-нин к морю. В отличие от большинства европейских городов, площадь городской застройки составляет лишь около четверти площади внутри городской черты.

Основание Рима окутано многочисленными легендами. По легенде, братья Ромул и Рем, рождённые от представительницы рода царей Альба-Лонги Реи Сильвии и бога Марса, выросли на берегу Тибра. Восстановив на троне Альба-Лонги законного правителя — своего деда Нумитора, Ромул и Рем вернулись к Тибру для основания колонии. Между братьями возникла ссора; Ромул убил Рема и основал укреп-лённое поселение на Палатине. В I веке до н. э. было вычислено несколько дат основания Рима, наиболее известная из которых — 753 год до н. э.



Ромул называется первым царём Рима. Всего традиция называет семь царей. Царь Сервий Туллий традиционно называется строителем известной Сервиевой стены. Во вре-мя царской эпохи в Риме появляются первые храмы, в том числе Храм Весты и Храм Яну-са.Вплоть до 1861 года Италия была раздроблена, посему многочисленные итальянские государства вели собственную внешнюю политику, ориентируясь на соседние мощные государства.



С 1861 года политика объединённой Италии была направлена на присоединение об-ластей с проживающими там итальянцами, а именно — Папскую область, Трентино, Ист-рию, Далмацию. Также Италия стремилась создать собственную колониальную империю. Во время франко-прусской войны 1870 года Италия присоединила Папскую область. Да-лее ориентировалась во внешней политике на Германию, так как желала укрепиться в Тунисе, на который также претендовала Франция. Однако из-за желания присоединить Истрию и Трентино, Италия вступает в противостояние с Австро-Венгрией в конце XIX — начале XX вв.   Источник Wikipedia

Римская империя, прославившая Рим, сумела вырасти до невероятных размеров (5.2 млн. кв. км.) прежде всего за счет своей воинственности. И это понятно. Ведь легендарные основатели "вечного города" Ромул и Рэм были вскормлены волчицей. Эту благодетельницу можно видеть в Италии повсюду. Рему не повезло и он был убит. Ромул же основал под голубым небом (Адзурро) в 25-ти километрах от Тирренского моря на холмах Лации, окружающих Тибр, город, позже прозванный по праву "Вечным". И произошло это в 753 году до н.э. Со временем город креп и закалялся в битвах с окружающими его народами: вольсков, сабинов, эквов, герников, лукан. Как-то галлы чуть было не стерли Рим с лица земли, но его спасли капитолийские гуси (не менее агрессивны были и эсквилинские гуси, напавшие на Вилле Боргезе на меня самого). Рим отбился от северных галлов и от южного царя Пирра, задавил зарвавшихся этрусков. Затем поверг бывших финикийцев (пунов), населявших Карфаген, и развился в мощную империю. Известно, что римляне принесли мир (Pax Romana) управляемым ими народам, но их правление было жестоким и притесняющим. За счет разорительных налогов и произвола был создан мир утилитарного расчета. Тирания цементировала империю, используя силу, закон и деньги. Рим славился хорошим солдатом и адвокатом. Эти же действующие лица суперцивилизацию развалили. Сулла считал, что лучше быть счастливым (Felix), чем богатым и великим (Magnus). Но счастье разве может быть вечным? Рим наглядно доказывает, что вечны лишь перемены. Рим покорился самым величайшим тиранам – Случаю и Времени.



Наше знакомство с Римом началось с поездки по его набережным, улицам и площадям. Рим, как наследник двух культур - языческой (с ее классической греко-римской мифологией) и христианской (с ее догматическо-воспитательной символикой), вызывает сильные чувства и серьезные размышления. Мимо проплывают особенно страшные в затейливой подсветке Термы Каракаллы - памятник упадка римских нравов. Они были построены из остатков разрушенного дворца Нерона. Похожие на причудливые гроты, термы позже служили Рафаэлю и его ученикам натурой для эскизов-гротесков. Когда-то Цезарь и Катон ходили купаться на Тибр вместе с плебсом. Цезарь, правда, выделялся, надевая для променада эпатажные красные сапоги, позже их цвет перекочевал в виде лампасов на генеральские галифе. Баня же – это более поздняя роскошь. Проезжаем мимо гениальных развалин императорских форумов, мимо Амфитеатра Флавия (пресловутого Колизея, превращенного в каменоломню землетрясениями и строительными мародерами). Он был построен Веспасианом на месте прудов и садов Нерона. От несохранившейся статуи Колосса Нерона Колизей и получил свое название. Близстоящая Арка Константина тоже потрясает своим величием. Рядом Театр Марцелла, построенный Августом в I веке до н.э. в честь своего племянника. Он менее внушителен, но зато на полторы сотни лет старше Колизея. Недалеко остров Тиберино, за ним сияет в подсветке Ватикан, напротив, через реку - бывший еврейский квартал. С площади Испании спускаемся к веселенькому фонтану Треви, узнаем массу басен о создателе фонтана – Лоренце Бернини и о его вечном сопернике и завистнике архитекторе Борромини. Праздничные толпы туристов заполняют все и вся. В римские катакомбы уже не тянет. А вот площадь Навон с фонтаном, странным образом сочетающим символику четырех рек: Нила, Дуная, Ганга и Ла-Платы. В Риме, как и положено южному городу, много фонтанов. Кто-то даже назвал столицу Италии «Эльдорадо фонтанов». Выполнены они в основном в стиле интенсивного в деталях барокко.

Наша экскурсия на следующий день началась с зажатого домами Пантеона - шедевра времен императора Адриана, построенному в 125 году на месте бывшего храма Марка Агриппы. Монолит Пантеона имеет высоту 43 метра, диаметр его тех же размеров. В куполе, как «Око Господнее», сияет отверстие диаметром 9 метров. Это и свет и вентиляция. Не исключено, что оно служило для отвода дыма при жертвоприношениях. Пантеон - это несомненно прекраснейший и наиболее сохранившийся памятник римской древности. Его создателем многие считают самого Аполлодоро из Дамаска – придворного зодчего императора Ульпия Траяна. Достаточно одного мгновения, чтобы проникнуться уникальностью, красотой и величием этого здания. Внутренность храма, который древние называли "целой", поражает особенным достоинством. В старину, когда Тибр заливал Рим, крысы со всего города спасались у Пантеона. В средние века в нем располагалась церковь Санта-Мария делла Мортири. Она и сохранила захоронение тел художников Карраччи, Рафаэля, да и само здание. Здесь же покоится и тело короля-объединителя Витторио-Эммануэля II. В честь заслуг последнего, рядом с колонной Траяна, на Капитолийском холме поставлен грандиозный памятник, остроумно прозванный в народе "вставной челюстью" или "печатной машинкой", или "взбитыми сливками". Мемориал, как бы огромной театральной кулисой отделяет площадь Венеции от древних императорских форумов.




Жизнь начинается с крика, смерть с молчания. В молчании древних развалин чуткое ухо может быть услышит отзвуки императорской славы или же эхо звуков триумфальных труб. Где-то здесь издевались над народом Нерон и Калигула, умничали Марк Аврелий и Сенека, а Марк Брут убивал Юлия Цезаря. А может быть, и спасал от неизлечимой болезни, чтобы в свою очередь позже, после разгрома при Филиппах, покончить жизнь самоубийством. Закономерный конец. Гай Калигула развил изящную философию своего предшественника "казнить всех – от этого лысого до того". Но что еще можно было ждать от гидроцефала. Император Траян, сохранив все прелести римских порядков, тоже своих сенаторов не жалел. По его приказу треть их имущества отторгалась на развитие земледелия и строительства дорог. Может потому Плиний Младший писал Траяну панегирики, предупреждая его, что преданность негодяев так же ненадежна, как и они сами. Прах императора Траяна и его жены захоронены в цоколе ранее упомянутой колонны. Бессмертное творение Аполлодора и сейчас красуется рядом с площадью Венеции.

Альтернативное содержимое

С другой стороны, среди развалин форума, виднеется Триумфальная Арка Септима Севера - покорителя Месопотамии. От полных тайн исторических развалин спускаемся к более понятному Тибру. Наслаждаемся куполом собора Святого Петра и не менее внушительной пластикой замка Святого Ангела, переделанного Аврелианом из мавзолея Адриана в предмостное укрепление. Здесь в тяжелые минуты прятались от расправы непутевые, с точки зрения Лео Таксиля, папы римские. Действительно, во многих случаях они наказывались за грехи свои: "Божьей карой преследуется церковь, роскошью своей поправшей мораль". Фигура ангела, давшая имя замку, появилась здесь как символ мира, после того, как папе Григорию I Великому приснился ангел, вкладывающий меч в ножны. У ангела лицо наивной молодой 18-летней девушки. Вездесущий Бернини приукрасил внешний фасад когда-то более строгого сооружения. Рядом помпезный Дворец Правосудия, хорошо знакомое место службы комиссара Катаньо. И сейчас "ласкает быстрый Тибр ступени гордо розовеющих дворцов", как и удивительного, уложенного белым мрамором островка (Isolo) "Тиберино", где испокон веков занимались врачеванием. Здесь церковь и больница Сан-Бартоломея (Св. Варфоломея). Очаровательный островок очень похож на корабль. По легенде, Эскулап - бог медицины, прибыл на нем в Рим. Пройдя вверх по Тибру, попадаем на виа Корсо - центральную улицу Рима. Стендаль в ней увидел парижскую улицу Прованс. По Корсо, курсируя между фланкирующими ее рафаэлевскими церквушками, выходим на просторную неоклассическую Пьяццо Пополло. Центр ее облагораживает вонзающийся в небо обелиск. Во времена фараона Рамзеса он украшал храм Солнца в Гелиополисе. Это еще один римский трофей. Поднимаемся по крутой лестнице в парк Боргезе. Княжеский род Боргезе пошел от понтифика Сикста IV в результате наследственной традиции. Земельные владения за аврелианской стеной на территории, называемой ПИНЧО, род Боргезе получил при папе Павле V в начале XVII столетия. Несколько запущенный, но потому и особенно прелестный ландшафтный парк (Вилла Боргезе), наполняет радостью сердца и кислородом легкие. Под храмом Аполлона - пустующий ипподром. Вдоль дорожек старые и новые скульптуры. В глубине парка прячется художественная галерея Боргезе. Здесь лучшие картины Караваджо, еще одна скульптурная интерпретация "Давида", исполненная чарующим Лоренцо Бернини. К слову, лучшее его творение, скульптура Св.Тереза, находится в церкви Санта-Мария делла Виттория. В галерее Боргезе представлен и другой замечательный мастер скульптуры - Антонио Канова. Здесь его знаменитая "Венера с яблоками", выполненная с обнаженной Паолины Бонапарт, сестры Наполеона, вышедшей замуж за Ципиона Боргезе. Долго эту скульптуру прятали даже от самого автора.


Вилла Боргезе с одной стороны ограничена древней, сложенной из красного кирпича, стеной Аврелиана. От 40-километрового защитного укрепления за столько прошедших столетий сохранилось не так уж много. С другой стороны парка открывается величественный вид Рима с доминантой собора Святого Петра, определяющего местоположение Ватикана, карликового государства. В этом сооружении высотой 136 метров, законченном в1574 году, проявились все три сферы жизни: воображение (придумавшее чудо), знание (позволившее все точно рассчитать) и воплощение (материализовавшее первое со вторым). Отдаем честь полюбившемуся куполу собора Св. Петра. Машем ручкой в окошечко Иоанна Павла II, прозванного за страсть к путешествиям "аэропапой". Бьем поклон гениальной, всех обнимающей колоннаде Лоренцо Бернини, и мимо замка Святого Ангела выходим в горизонталь течения пленительного Тибра. Питер приучил к набережным. Под сенью Тибрских платанов чувствуешь себя в безопасности и уюте.

Сворачиваем от Тибра, рискованно ныряя в волшебный лабиринт городских улочек, теряя при этом всякую осторожность. Заходим в какие-то незнакомые церкви, каждый раз поражаясь их красоте, оригинальности и богатству. Грешникам, которым требуется от Бога больше любви, в Риме есть куда податься. Прогулка по Риму становится увлекательным приключением. На каждом углу открытие: то какие-то развалины, то роскошный храм. Вдруг, за углом белоснежная древняя арка бога всех начинаний Януса – символа прошлого и будущего. В ней нет никакой искусственной парадности, и потому остаётся чувство благодарности случайной встрече и таланту старых мастеров.

Разыгрался аппетит. Еда для итальянцев - дело святое. Обед всегда в строго определенное время. Он по традиции состоит из двух блюд: на первое, конечно, макароны - паста (их сотни сортов). На второе уже что-то более фундаментальное - мясное или рыбное блюдо с гарниром, например, с мацареллой (сыр из молока буйволицы). Везде можно заказать пиццу на вынос (Пицца аль Вола).
При встрече итальянцы неизменно спросят: "Как дела?" Возможны три ответа: хорошо, не очень хорошо (значит плохо) и плохо (это уже полный отпад). Затем поинтересуются - что сегодня ел и за сколько, какова была длина спагетти, сколько было мидий, какие глаза были у устриц (грустные или нет)? Устриц мы не пробовали, но наши глаза после бутылочки "Кьянти" заметно повеселели.
Приятно сознавать, что интуиция не подвела, позволив сложиться такому жизненному сюжету, как знакомство с прекрасной, ставшей теперь менее загадочной страной. Mundus est Fabula. (Мир - это сказка). Если мир – это сказка, то Рим - это головоломная сказка. Rome est fаbula! Здесь физически понимаешь, что следующий момент будет настолько же замечательный, как и настоящий.



Hosted by uCoz